Не за горами тот самый "час икс", когда всех обремененных транспортным средством родителей законодательно обяжут использовать в автомобиле специальное детское кресло. Несмотря на дороговизну этой "штуковины", вряд ли кто поспорит о ее необходимости, как о весьма важном средстве пассивной безопасности.

Упрямая статистика утверждает, что риск погибнуть во время дорожно-транспортного происшествия у ребенка в 3 раза выше, чем у взрослого, а вероятность получения тяжелых увечий и травм - аж в 7 раз! Зато те родители, чье чадо "упаковано" в специальное кресло и пристегнуто штатным ремнем, рискуют жизнью ребенка в меньшей степени, нежели родители, дитя которых сидит где придется.

Береги голову, Сеня!

Как бы то ни было, но стандартный трехточечный ремень безопасности, рассчитанный на пассажира ростом выше 150 см (по среднестатистическим показателям, такого роста человек достигает после 12 лет), не всегда спасает. Все дело в том, что в момент столкновения ребенок может легко выскользнуть из-под ремня, превратиться в своего рода живой снаряд, пролететь метр-полтора и удариться головой о лобовое стекло. Даже если ремень погасит инерционное движение, вероятность получить травму все же велика.
Пропорции ребенка возрастом до 8 лет и взрослого кардинально отличаются. Самая тяжелая часть тела малыша - голова, а шейные позвонки и мышцы пока еще не сильно окрепли, чтобы удержать ее во время столкновения. Есть доказанные данные: при ударе о неподвижное препятствие на скорости 40 км/ч ребенок весом 5,5 кг испытывает суммарную нагрузку в 110 кг! Комментарии излишни.

Автомобильное кресло для маленького пассажира позволяет распределить ударную нагрузку по большей поверхности тела ребенка и тем самым снизить вероятность получения травм. Самые важный тут вопрос - грамотно подобрать сидение.

Все дело - в группе

Наша нынешняя торговля предлагает достаточное количество специализированных детских автосидений - найти нужное не составляет особой проблемы. Абсолютно все детские кресла в зависимости от размеров, возраста и веса ребенка разбиты на 5 групп, которые в обязательном порядке указываются на маркировке изделия.

Если говорить более предметно, группа "0" рассчитана на детей в возрасте до 9 месяцев (то есть до 10 кг). Группа "0+" предназначена для малышей до полутора лет (весом до 13 кг). Группа "I" - для ребятишек от 8 месяцев до 4 лет (9-18 кг). В кресла группы "II" усаживают детей 3-7 лет (15-25 кг). Наконец, группа "III"рассчитана на самых взрослых чад - от 6 до 12 лет (22-36 кг).

Специализированные автомагазины зачастую предлагают кресла, которые рассчитаны на более широкий диапазон веса и возраста детей. У таких сидений можно регулировать высоту подголовника. Кроме того, имеются боковые упоры и ремни безопасности. С одной стороны, это увеличивает стоимость кресла, с другой - позволяет дольше им пользоваться, время от времени подгоняя под рост малыша.

Три варианта фиксации

Важное значение имеет то, как именно кресло фиксируется на заднем сиденье автомобиля. Существуют 3 варианта крепежа детских кресел. Естественно, оно может иметь собственные ремни фиксации положения тела ребенка, а к сиденью прикрепляться штатным трехточечным ремнем. Следующий вариант - кресло, в конструкции которого для фиксации ребенка используется штатный ремень безопасности, продеваемый в специальные проушины. В этом случае кресло используется фактически как подставка для "подгонки" ребенка до нужного роста.

Самым же современным и технологичным вариантом, но при этом наиболее дорогим, является крепление Isofix. Два выступающие кронштейна прикрепляют детское сиденье прямо к корпусу автомобиля, для чего на заднем сиденье современных машин имеются специальные устройства, на которых жестко фиксируется само кресло. Закрепить сиденье на кронштейнах может любой взрослый, причем всего за несколько минут.
Для грамотного выбора сиденья Isofix следует предварительно связаться с официальным дилером той или иной марки автомобиля и узнать, кресла каких марок подходят для данной конкретной машины. Дело в том, что кресла с такой системой жестко крепятся к кузову автомобиля, и при ДТП нагрузки на позвоночник ребенка возрастают. В то время как обычные кресла по инерции несколько продвигаются вперед, по направлению движения.

Замки, лямки и направляющие

Для того, чтобы кресло выполняло свою главную функцию - обеспечивало безопасность ребенка, необходимо учесть не только его вес и рост, но и ряд нюансов. Так, например, эффективно защитить голову, спину и туловище ребенка от удара сзади поможет достаточно высокая спинка с удобным подголовником.

Широкие боковины сиденья призваны уберечь голову и плечи ребенка при ударе сбоку и, к тому же, позволяют малышу комфортно спать во время поездки. Замки и лямки встроенных ремней безопасности должны предотвращать сползание ребенка под них и быть прикрыты широкими накладками, дабы не травмировать мягкие ткани ребенка.

У кресел, в которых ребенок и само сиденье закрепляются штатным ремнем безопасности, обязательно должны быть направляющие. Благодаря им высота верхней лямки над плечом ребенка регулируется таким образом, чтобы ремень подходил к плечу чуть сверху. Чем круче поднимается диагональная лямка ремня, тем устойчивее будет стоять кресло при боковых ударах, а при лобовом столкновении - быстрее сработает инерционная катушка ремня.

Чем дороже, тем лучше

Важным показателем правильного выбора детского кресла является наличие многоуровневой системы регулировки, - начиная от положения спинки и ремней и заканчивая выдвигающейся подножкой. Сиденье можно будет настраивать под ребенка в зависимости, скажем, от той же одежды. В кресле обязательно должны быть специальные клипсы, которые тормозят лямку ремня безопасности. В противном случае ремень не сможет удержать ребенка.
О соответствии детского автокресла европейскому стандарту безопасности свидетельствует клеймо "Testet & approved ECE-R44/3" (как вариант - "ECE-R44/3"): его обычно наносят на заднюю или боковую часть сиденья.

Надо заметить, что между качеством и стоимостью детского кресла существует прямая зависимость: чем дороже кресло, тем оно лучше. Самое дешевое детское кресло обойдется в 100-120 долларов. За более надежный вариант придется заплатить 220-300 долларов. Цены на сиденья с системой Isofix начинаются от 450 долларов.

Следите за кружками

Автокресла для детей разного возраста и устанавливаются по-разному. Младенцы до года должны ехать полулежа и желательно против хода автомобиля. В противном случае слабая шейка грудничка не удержит тяжелую голову от толчка даже при нерезком торможении.
Когда ребенок вырастет настолько, что его ножки станут упираться в спинку штатного сиденья, придется развернуть кресло по ходу движения. Обычно это случается к 1,5-2 годам, когда мышцы шеи несколько окрепнут. О том, как правильно устанавливать кресло, родителей информируют специальные пиктограммы двух видов: пояснительные рисунки или цветные кружки на боковинах. Если их нет, следует оглядеть боковины - там должны быть один или два кружка. Синий круг свидетельствует, что кресло должно устанавливаться против хода автомобиля (спинкой вперед). Красный кружок встречается на креслах, располагающихся спинкой назад.

Если кресло относится к группе от "0+" до "I", на боковине будут красоваться кружки обоих цветов. Сидение устанавливается сначала по ходу движения, а когда ребенок подрастет, поворачивается в противоположную сторону. Сообщение, что детское кресло можно поставить против хода автомобиля на переднем сиденье, но только при отключенной подушке безопасности правого пассажира, в виде специального рисунка имеется как на кресле, так и на самом автомобиле.

По причине того, что во время аварии водитель инстинктивно уклоняется от удара, место по правую руку от водителя считается наиболее опасным. Именно поэтому детское кресло лучше всего устанавливать на заднем сиденье, за водительской спиной.

Гигиена и «дыхание»

При выборе кресла очень важно родителям помнить о гигиенических качествах детских сидений. Желательно, чтобы материал, из которого изготовлено кресло, отличался износостойкостью и прочностью. Кроме того, он должен быть "дышащим" и легко впитывать влагу, иначе у ребенка возникнут проблемы в виде банальной "потницы".

Когда все вышеназванные требования безопасности и гигиены будут соблюдены, можно выбирать цвет детского автомобильного кресла. Покупать подержанное креслице специалисты не рекомендуют. Поймите: никто не поручится, что это самое сидение не имеет скрытых дефектов, и в свое время эксплуатировалось исключительно правильно.